Ужесточающиеся санкции, исход из России крупных логистических и транспортных компаний таких как FedEx, UPS и DHL, привел к серьезным структурным изменениям и перераспределению клиентов. Сначала это привело к серьезному падению рынка экспресс-доставки в целом. Однако, это одновременно предоставило серьезные возможности для роста автоперевозки отечественными компаниями, чтобы заполнить ниши, оставленные иностранными игроками. Так начали создаваться новые логистические маршруты.
Отправка груза
Изначально грузы отправляли из США и Великобритании в Финляндию, но из-за длительных проверок на границе этот путь был прекращен. Из Австралии и Сингапура шли в Дубай, а затем в Москву. Но сегодня открытыми остаются только Турция и страны Центральной Азии. Если товар не находится под санкциями, он идет через Прибалтику, Польшу или Беларусь. Все наземные логистические перемещения между странами ЕС и СНГ остаются открытыми. Сохраняется также воздушное и автомобильное сообщение с Китаем.
29 сентября
Приказом правительства от 29 сентября 2022 года был введён запрет на международные автомобильные грузоперевозки из Европы по России из «недружественных стран». В результате автоперевозчикам из ЕС, Великобритании, Норвегии и Украины запрещен въезд в Россию. Появилось требование, перед пересечением границы передать грузы российским перевозчикам. Данное ограничение не распространяются только на Калининградскую область.
Чем заменить воздушное сообщение
С прекращением воздушного сообщения российским грузом операторам и грузоотправителям пришлось увеличить количество наземных сообщений на юг, что позволило частично компенсировать потерю времени — хотя средний срок доставки увеличился на один-два дня.
В свою очередь, активное увеличение наземных перемещений товаров, открыло новую проблему — большинство автопредприятий начали испытывать дефицит запасных частей и комплектующих. Особенно пострадали перевозчики тяжеловесных грузов. Комплектующие сложно поставить в Россию из-за рубежа по двум причинам.
Причины осложнения доставки запасных частей
- Во-первых, невозможно оплатить валютный счет.
- Во-вторых, некоторые категории товаров находятся под санкциями, и вывезти их из Европы невозможно или очень сложно.
Дилеры, в свою очередь, ссылаясь на форс-мажор (введенные санкции), отказываются обслуживать автомобили, хотя обязаны это делать по договору и гарантийным обязательствам. Международные автокомпании решили эту проблему, сделав возможным сервисное обслуживание автомобилей за рубежом, российские грузовики, к сожалению, не могут этого сделать
В сложившейся ситуации, по словам экспедиторов и грузоотправителей, южное направление, наряду с азиатским, стал критически важным для трансграничной торговли после введения санкций.
Как адаптироваться к новым логистическим маршрутам
Проблемы с ограничение на сухопутных границах ЕС и Таможенного союза являются локомотивом для открытия новых направлений. Помимо привычных Казахстана и Узбекистана, основным в международном направлении также остаются Китай и страны Юго-Восточной Азии. Транспортные компании по прежнему готовы доставлять сборные грузы и товары в Китай, Индию и Турцию. По данным статистики за прошедшие 12 месяцев, спрос в последнем направлении вырос в среднем на 30%.
Адаптируясь к новым условиям, компания «Скай Логистик» совместно с коллегами меняет логистические схемы и процедуры таможенного оформления, активно осваивает морские пути для интермодальных перевозок, запускает собственный график доставки товаров контейнером из Турции, который пользуется высоким спросом и удовлетворяет потребности клиентов по стоимости и срокам.